?

Log in

No account? Create an account

р. Реувен Пятигорский

Просто меламед


Два слова о совести
pyatigorsky
r5gor
Люди спокойно воспринимают сюжет, когда молодой офицер СС спасает случайно встреченную им еврейку, свою бывшую сокурсницу по университету, которая бежит от погромщиков. Он предлагает ей пережить лихую годину в подполье. Она нравилась ему в студенческие годы, теперь старое чувство возродилось. И ради нее он готов рисковать своей жизнью. Скорее всего, ничего у них не получится, их всех убьют – таков жанр сентиментального романа. Но насколько это узнаваемо: главный герой, оказывается, постоянно мучается укорами совести. Он чувствует себя преступником, предающим свой народ, который борется с еврейской заразой.
Метки:

Кино: двадцатый выпуск, второй сюжет
pyatigorsky
r5gor

Могилы раби Акивы и Рахели

Содержание. Рассказ о раби Акиве и его жене Рахели: история любви. Биография великого ученого. Гробница раби Луцато, знаменитого кабалиста.

**  **

В начале произносимого текста я говорю о том, что о смерти раби Акивы (его казнили в Кесари) мы говорили "только что". Имеется в виду первый сюжет 20-го выпуска, который так и называется – "Кесария".

Ничего особенного с нами на съемках этого ролика не произошло. Не то что в Кесарии.

Читать дальше...Свернуть )

Завершение главы Гемары
pyatigorsky
r5gor

Когда завершают трактат Талмуда, устраивают "трапезу заповеди".

Только что закончен не целый трактат, но завершена глава Гемары. И все равно для нас это праздник – ибо речь идет о записи 44-урочного видео-цикла со всем, что эти уроки сопровождает (конспект с комментариями и таблицами плюс перевод текста с арамита на русский).

Шестая глава трактата Бава-Мециа. Семь с половиной листов плотного текста – за семь месяцев. Не знаю, что в результате получилось и много ли народу по этим урокам стало учиться – но участникам записи (мне как автору, техникам записи, программистам и пр.), совершенно точно, полагается мазаль-тов. Спасибо.

Еще не все уроки вывешены на сайте. Но что висит, то не вырубишь топором – пока. В том смысле, что пока все висит здесь.

Причиной же предлагаемого минипоста стал не праздник завершения, а будни учения. Скажите, пжлст, может ли Тора буквально заставить человека быть праведником? И если да, то в каком случае? И если в каком, то почему не нас? Или спросим так: где и когда Тора требует от нас, реально добивается, чтобы мы поступили выше планки закона (лифним мишурат адин)?

Читать дальше...Свернуть )
Метки:

Еврейская карта бита
pyatigorsky
r5gor

Когда мы снимали кино в Польше и я на стенд-апе сказал в камеру, что вот, мы находимся в старинном еврейском городе Кракове (или Варшаве), на меня напали с зонтиком. Откуда мне было знать, что прохожие понимают по-русски? Причем несколько раз (синхронно с ударами) атакующей теткой была повторена фраза: "Зараза, наш Краков (или Варшава, теперь уже не помню) никогда не был еврейским". По-польски это звучит устрашающе, поверьте. Особенно последнее слово.

На Украине я такого никогда не говорил, даже в частных беседах. Но однажды нарвался на неприятность – когда зашел на сайт одесситов и сказал пару слов про свою безвредную деятельность в тамошней синагоге. Мне объяснили на чистом антисемитском, что никогда Одесса не была еврейской. Так я им и поверил!

См. сами здесь – очень красивые кружочки.

А это из ВикипедииЧитать дальше...Свернуть )

Читать дальше...Свернуть )

Метки:

Конец недели: тепловая нравоучилка
pyatigorsky
r5gor

Жар и холод

Правило такое: если ты горячий снаружи, то должен быть холодным внутри. Если горячий внутри – то холодный снаружи.

Объясняю.

Читать дальше...Свернуть )

Крамола
pyatigorsky
r5gor

Могу запостить только здесь, и тому сразу несколько причин, но причины-то как раз неинтересны. А поэтому сразу к делу.

Никогда не писал запросов к раввинам – ни на одном языке. И никогда не вел страницу-колонку с такими ответами. (В блогах спрашивают – ну так это же блоги. Да еще в "Истоках" сочинял страничку "вопрос-ответ", но ведь сочинял-то за обе стороны!) Почему? Потому что не раввин, не специалист, потому что не хочу. Да и в эффективность подобных мероприятий, считай, не верю.

Но мне говорят: польза огромная, пусть лучше еврей так спросит – через проверенный сайт, чем совершит запрещенное. Согласен, пусть. Да только река давно начала затапливать берега. Раньше спрашивали, сколько свечей зажигать на Хануку, можно ли поститься два дня кряду, почему евреи не едят свинину – и прочие актуалии. А теперь: разводиться ли с мужем-бездельником, как ответить подруге на ее лашон-ара, пороть или не пороть сына за то, что в дождь не желает надевать калоши, и пр.

Боюсь, не только спрашивают – но и поступают в фарватере ответа. Т.е., если ответ удобен – так и делают, а если нет – то или пишут на другой сайт, или приступают к реализации, извините, собственной альтернативы.

Читать дальше...Свернуть )

"Мне нужна только ты"
pyatigorsky
r5gor

Плакать он не умел. А тут так подступило – хоть воем вой на весь свет. Чувствует, что не может жить без нее. Смотрит на дождливое окно – и думает, как она там, что в эту минуту делает, о чем думает.

Родители его уже утешать перестали. Молчат и переживают. Он на работу устроился, начал подыскивать себе вечерний колель. Да только время от времени так вздохнет, что сердце родителей обрывается.

И вот, подзывает его отец...


после праздника
pyatigorsky
r5gor
Как мы махали лулавом и этрогом - по компасу или по сидуру?

Большой кусок
pyatigorsky
r5gor
Собственно, на этот волшебный торт все и приглашались. Четыре этажа разноцветных кремов, фруктовые прослойки немыслимо ароматного суфле, россыпи экзотичных, мелко порубленных орешков, золотистые корочки цукатов по периметру, а в центре разрезанный на восемь частей фиолетовый плод акебии. Ну, и как водится, по верхнему слою крема разбросаны расчлененные на дольки зернистые питайи, островки рамбутана в скорлупе, окруженные архипелагами свежей морошки, – это уже изыски дизайна, там еще много чего есть, все этажи одним махом не укусишь, кулинарный фрукт-гамбургер.

Сукот
pyatigorsky
r5gor
На днях в изр. иннете нашел чудо-фразу:
НАСКОЛЬКО ЕВРЕЙ С ЕВРЕЯМИ, НАСТОЛЬКО ОН С Б-ГОМ.


Поздравляю всех обитателей еврейского сегмента жж-ру с праздником.
Отменного вам веселья, а значит, и здоровья для веселья, а значит, и довольства от жизни для здоровья, а значит, и успехов для довольства.

Смущение рава Папы
pyatigorsky
r5gor

На тему Йом-Кипура
Есть такое правило (сам слышал): если ты встретил сомнительное постановление или неудачные слова, произнесенные мудрецом прошлого, – то ищи! Скорее всего, есть объяснение, которое спасет моральную проблему.
И действительно, в моей практике несколько раз такой поиск приводил к столь очевидному и изящному решению, что диву даешься.
Так и в нашей истории. Поверьте, объяснение смущенности рава Папы стоит того, чтобы его привести. Будто в нашем поколении живет! Делает все, как нас учит Тора. С точностью в сто процентов.
Судите сами
.


Объединить евреев может только скромность
pyatigorsky
r5gor

Тора требует от евреев объединения.

Оказывается, объединиться могут только скромные люди. Нескромные иногда умеют сколотить временный блок для тактических целей.

По-моему, это большой хидуш: скромность евреев = их единству. Об этом статья:

"Слушай, Всевышний: Израиль – Твой народ, Израиль – един".

Правило звучит так:
Если хотите - отделяйтесь на здоровье.
Если хотите - принадлежите какому угодно направлению.
НО НИ НА КОГО НЕ СМОТРИТЕ СВЕРХУ ВНИЗ!

Этого достаточно - проверено.)


Типа опрос
pyatigorsky
r5gor

9. Учителя Людимого спросили, как он отреагирует, если Пуси-Шмуси устроят панк-миньян в его любимой синагоге. Какой из его ответов вам больше нравится?
А) Учитель Людимый сказал, что кошуниц нарушительниц надо посадить в тюрьму, предать херему, сжечь на керосинке.
Б) Учитель Людимый сказал, что он и сам станцевал бы с ними сарабанду, да авторитет учителя мешает.
В) Учитель Людимый пожал плечами.


Сдались им мои креветки!
pyatigorsky
r5gor
Сколько я видел разбитых семей, оставленных матерей, ныне одиночек, и брошенных детишек! И многие из таких случаев произошли именно по наущению "учителей", настоявших на своем: уходи! брось их! брось! В Шульхан-Арух написано-де, что ни дня ты не можешь жить с ними под одной крышей!

Приглашение к разрыву
pyatigorsky
r5gor
Вывесил свою старую мини-драматургию: "Приглашение к браку". Попал под критику "крутых защитников Торы". Дескать, я впрямую приглашаю евреев разрешать другим есть креветки (лифней-ивер).
Краткое объяснение не помогло.
Собираюсь дать развернутый ответ. Уже дал.
А пока сочинил контр-пьесу. Но там вывешивать не буду. "Защитники" еще больше обидятся.
Вывешиваю тут.


Название пьесы: Приглашение к разрыву
(Альтернативный вариант. Из параллельной вселенной)
Действующие лица те же. Время и место действия там же.

- Ладно, я подумаю, но что-то меня беспокоит.
- Что именно?
- Потом скажу.

Читать дальше...Свернуть )

"Собой украсили пейзаж"
pyatigorsky
r5gor
Вот, написалось: "Четыре мифа возвращающихся к Торе".
Есть, конечно, куча других сопутствующих мифов, в которые иногда верят люди, как бы, вернувшиеся к Торе. Например, знаю людей, которые считают, будто Тора и троллинг совместимы. Как троллил человек оппонентов в иннете, так и продолжает троллить - но уже от имени т.с. самой Торы.
Или такой: как произносил грязные слова - так и произносит, не стесняясь. Но в положенный час встает на молитву - и тем же ртом обозначает декламирует (не знаю, как точнее назвать) святые слова еврейской молитвы.
Мифов много, все актуальны и действенны. В статье по ссылке я отметил только самые вопиющие и распространенные. Но работа над сбором фольклора не закончена. Просто много времени уходит на текущие дела - например, на работу над собой, на исправление своих качеств, - все это идет тяжело, со скрипом, еле-еле. В частности, вот думаю, надо ли вообще отмечать чужие мифы, которые хоть и эпидимичны, но вполне терпимы? Может, перейти к своим в жанре Руссо?

"Почему я один должен любить людей?"
pyatigorsky
r5gor

Такой вопрос – чисто риторический – только что прокричал мне в трубку один еврей, временно-обиженный на весь мир.

"Мне дали заповедь их любить – и я ее честно исполняю. А им почему не дали?!"

Читать дальше...Свернуть )

Кто цадик?
pyatigorsky
r5gor
Как узнать, кто настоящий праведник? А кто только прикидывается?
Супер короткая заметка.

Конец недели: нравоучилка о пользе курения
pyatigorsky
r5gor

Надпись на индейском языке: "Минздавсмысл предупреждает: курение трубки мира полезно для вашего психического и морального здоровья".

**  **

Давно замечено, что в большинстве случаев, когда в ответ на не совсем приятные действия какого-то человека (знакомого, соседа, мужа, гаишника на трассе) делаешь ему замечание, то он наше замечание или игнорирует – и тогда зачем мы торопились его нравоучить? Или окажется, что у него была уважительная причина так поступить, и как только мы об этой причине узнаём – тут же просим извинение.

Читать дальше...Свернуть )
Метки:

"Оглянись – вокруг люди"
pyatigorsky
r5gor

Пришли и спросили: "Если мы будем глубоко-глубоко молиться Всевышнему – от всего сердца, на максимуме искренности, при большой вере в Него-Единственного, – нам на эту молитву с неба ответят?"

Ответ: "Возможно, да. А возможно, нет".

Снова спросили: "Если злодей будет молиться искренне и с любовью к Творцу – ему небо ответит?"

Ответ: "Возможно, да. А возможно, нет".

"А если бизнесмен?"

"Да. Или нет".

**  **

Спросите любого – и он, скорее всего, скажет вам: если искренне – то да, небо обязательно ответит на его просьбу. Об этом много сказано в мидрашах и у комментаторов.

Ага, как же.

Читать дальше...Свернуть )

Это очень простой шифр
pyatigorsky
r5gor

Шифры даны для сокрытия. Любой поддается расшифровке. Есть простые шифры, например, в таком наборе:
"ь2р3м3 м3ф4д2м2ь м4рм3р2р3м3и2 шифр".
А есть сложные.

Обычный текст, не зашифрованный, т.е. чистая информация – тоже скрыт под шифром, просто его шифр предельно прозрачен, присутствует на нулевом уровне. Когда автор книги сообщает мне что-то намеком, это тоже шифр, но уже культурный. Почти все (нормальные) анекдоты построены на такой схеме: в них надо догадаться до авторского смысла[1].

Читать дальше...Свернуть )

Кино: семнадцатый выпуск, второй сюжет
pyatigorsky
r5gor

"Бейт-Авот" (дом престарелых) в Цфате


Помощь старым людям – по Торе и в наши дни. Традиции еврейской семьи

Читать дальше...Свернуть )
Метки: ,

Из записок евр.учителя
pyatigorsky
r5gor
Завуч от неожиданности сразу забывает, как дышать. Что за нахальство! Она сюда бежала сломя голову, чтобы спасти вас. Избавить от этой своры суржиков-бандитов. А вы ее при всех – при всех! – оскорбляете. (Вы оглядываетесь: ну да, три ученика стоят в дверях, слушают сцену, разинув рты. Теперь это называется "при всех".)

Конец недели: невозможная нравоучилка
pyatigorsky
r5gor

Действие – результат

Вроде, схему повернуть вспять невозможно. Всегда сначала идет действие – потом наступает черед результата: учеба – знание, любовь – семья, оскорбление – обида, обжорство – ожирение, революция – хаос, борьба – победа (или не победа).

Ан нет, в еврейском мире есть вполне обратимые процессы: сначала физически делаем следствие, потом наслаждаемся причиной.

Это как?

Читать дальше...Свернуть )

К субботнему столу
pyatigorsky
r5gor
Не в смысле кулинарии, а в смысле субботних историй.
Одна - здесь: "Кто обзывается, тот так и называется".
Еще пять - здесь.
Гут шабес

Конец недели: нравоучилка про отморозков
pyatigorsky
r5gor

[Давно времени не было. (Так можно про время сказать?) Вот только сейчас отломилась пара минут.]

Однажды спросили на обсуждении после урока по мусару: "Вы говорите, что мир справедлив. Тогда почему постоянно встречаются законченные отморозки?"

Прочувствуйте вопрос. Каков, а?

На объяснение пришлось затратить не меньше четверти часа. Теперь – всего пара минут. Ну, так ведь жанр "нравоучилка" больше и не требует, не правда ли?

Предлагаемый ниже ответ неполон, но вполне художественен, обл и лаяй.

Итак.

Бежит спортсмен свою дистанцию. На стадионе полно зрителей, приятная погода, тренер машет руками с финиша. И вот подбегает бегун к первому барьеру и – вместо того чтобы перелететь через него ласточкой – останавливается – да как двинет по нему ногой!

Читать дальше...Свернуть )
Метки:

(без темы)
pyatigorsky
r5gor
У нас (сБп) бар-мицва.

Чем наша вера?
pyatigorsky
r5gor
Простой, но важный для меня текст:
Чем наша вера отличается от веры в идолов?

Еще раз по поводу прощения
pyatigorsky
r5gor

Восемь месяцев прошло с той поры, как мной была написана статья – "А он не простит", – но тема до сих пор не закрыта. Осталась некоторая недосказанность. И поставить точки над i пока не удалось.

Чтобы показать, в чем проблема, напомню схему указанной статьи.

Читать дальше...Свернуть )

Отгадка в ближайший понедельник (сБп)
pyatigorsky
r5gor
Приведу здесь, в блоге, короткой морзянкой сам рассказ. Потом остановлюсь перед последним абзацем. И спрошу вас, читателей: "Ну, и что ему на это ответил раввин?"