pyatigorsky

Опять Платон со своей истиной

pyatigorsky

Болеть – чтобы лечить

pyatigorsky

Анонимная праведность

Есть такие люди – и их очень много (ну, может, не в нашей русскоязычной среде), которые ни за что и ни при каких обстоятельствах не хотят, чтобы им был кто-то благодарен. Они не хотят играть роль благодетелей. Им любая известность претит, они хотят стоять в стороне, не в свете софитов и юпитеров.

И если им предложить роль кормильца и благодетеля-спасителя – они, скорее всего, совсем уклонятся от оказания помощи другим людям. Они не хотят ни благодарности, ни любой другой награды за хороший поступок.

Поэтому им разрешено сказать "нет" – если потом они все равно помогут, т.е., исполнят заповедь цдаки.

Другими словами, Тора стоит на защите скромных людей, которых призывает "дать". – Но почему она не защищает тех, которые пришли "взять"? – Да потому, скорее всего, что есть заповедь дать, но нет заповеди взять. И Торе ничего не остается как защитить того, кому она дала свой приказ. Говорите "нет" (если не можете иначе), но давайте!

Более того, именно к такому поведению Тора и призывает: давай скрытно, всегда старайся уйти в тень, не ищи чужой благодарности, будь скромен

pyatigorsky

Вернулись или пришли впервые?

Принято считать, что евреи, которые Тору не соблюдали – но которые к Торе "возвращаются", – почему-то по их поводу, повторяю, принято считать, будто они именно возвращаются к ней, а не знакомятся с ней заново и впервые. Но ведь, если я к чему-то возвращаюсь – значит, когда-то ранее я здесь был, не так ли? А если не был – то при чем тут возвращаюсь?
Еврей возвращается к Торе – так принято говорить. А гер к Торе приходит. Как бы на новеньких.
Тем не менее, кто укажет границу между евреем, пришедшим к Торе из еврейской семьи, которая уже 5 поколений ни о какой Торе не слыхала, и человеком, который пришел к Торе из нееврейского мира и у которого в жилах, что называется, ни капли еврейской крови? Вам известна принципиальная разница между евреем-новичком и гером-прозелитом?

Collapse )
pyatigorsky

Иголка в стоге Торы

pyatigorsky

Суд царя Шломо: в чем мудрость, брат?

pyatigorsky

Еврейский пылесос

pyatigorsky

Кого еще ненавидит Эсав?

Список царей Эдома в конце недельного раздела Ваишлах устроен несколько странно.
Про первого царя сказано: "Царствовал царь А". Затем все идет по такой схеме: "И умер царь А, и воцарился после него царь Б",  "И умер царь Б, и воцарился после него царь Ц" и т.д.
(Последний царь по списку так и не умер.)
Так вот. Почему каждый стих начинается смертью предыдущего царя?

Collapse )
pyatigorsky

Задачи для пап

pyatigorsky

Детектив про рава Аси