Пятигорский (r5gor) wrote,
Пятигорский
r5gor

Кино: одиннадцатый выпуск, первый сюжет

Хеврон: пещера Махпела


На этой неделе читается раздел Торы, в котором пещера Махпела впервые упомянута. Так что самое время вывесить киноролик про могилу наших праотцев.

Собственно, к тексту в кадре и за кадром мне здесь, в блоге, нечего добавить, все и так понятно. (Вернее, добавить можно – и нужно, хотя бы то, что написано на Толдот, в коротком рассказе "У входа в зал Ицхака".) 

Передача шла по России, цель у нее была простой и не из самых высоких – "еврейский ликбез".

О трех наших праотцах я рассказал, как мне и теперь кажется, самым доходчивым образом. А заодно и в меру оригинально. Вот ведь, в Энциклопедии "Аванта" (хорошая, кстати, энциклопедия), в томе про мировые религии, в том ее разделе, где говорится об иудаизме, – нет ничего из того, что я вещаю об Аврааме, Ицхаке и Яакове. Специально смотрел! А ведь разговор о качествах основателей еврейского народа крайне важен для понимания всего, что Тора принесла в наш мир.

Знаю только, что наше кино смотрела аудитория не самая большая для России – 6-8 миллионов, – но, согласитесь, тоже цифра! А значит, надо было говорить иногда азбучные вещи. Отсюда, кстати, происходят штампы в дикторской речи – про "сосуществование евреев и арабов" и пр. И по этой причине я, например, не сказал посреди ленты: "А вот обратите внимание, дорогие зрители, мы уже давно с вами ходим по арабской части комплекса – а меня в кадре нет, почему бы это?" После чего можно было обойтись одной скромно оброненной фразой: не впустили! – Но и этого сказано не было. Ибо политика! Короче, не хотелось подводить редакторов на телевидении …

Я и сейчас стараюсь поменьше грузить публику своими политическими вкусами. А потому ни слова про правых и левых, евреев и русских с американцами, про вязанные, черные и цельнолитые кипы. Если б была хоть минимальная польза от подобных выступлений – то в дозированной степени можно было бы и тиснуть пару слов; бросить, скажем, вопрос в пространство (с парой атомов летучего ехидства) или сочинить однострочный коммент (с тенью намека на несогласие с позицией того или иного автора), или где-то решительно постоять на защите своей линии (мол, а вот от этого не отступлюсь, хоть режьте), – много есть совковых способов из раздела "цуми" (по-еврейски: "обратите на меня внимание"), но кто при этом выиграет?

Короче, о политике (внешне-еврейской, внутри-еврейской, вовсе не еврейской, внутри-харедимной и пр.) можно говорить открыто и прямо – но! только с тремя условиями: если во всем этом (1) есть несомненная польза, (2) никто не будет обижен (я не про политические обиды, а вполне личные – на уровне общения), (3) пишущий хорошо разбирается в предмете. У меня случается, что порознь эти требования вполне проходят. Но "порознь" недостаточно, вот в чем бЯда.

Tags: Страна, кино, праотцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments