?

Log in

No account? Create an account

р. Реувен Пятигорский

Просто меламед


Previous Entry Поделиться Next Entry
Кино: восьмой выпуск, первый сюжет
pyatigorsky
r5gor

Еврейская Умань


Содержание киносюжета: "Рассказ о хасидизме вообще", "Уманьская резня", "Раби Нахман", "Брацлавские хасиды", "Посещение парка", "О Беште, зачинателе хасидизма".

Из всех отснятых сюжетов именно этот лучше всего годится для того, чтобы быть показанным накануне Рош-Ашана, еврейского Нового года. Потому что еще несколько дней – и десятки тысяч евреев со всего мира потянутся в Умань, к могиле святого праведника, раби Нахмана. Так многие поступают перед Новым годом. Народный обычай.

(В чем смысл молитвы у могилы праведника – об этом мы уже говорили в одном из своих выпусков.)

Еще одно предварительное замечание. Прекрасно знаю, что Браслав и Брацлав разные города, но что делать, если бытует много вариантов имени последователей раби Нахмана: хасиды брацлавские, браславские, бреславские. В среде Чернобыльских хасидов, к примеру, их называли браславскими. В самой Умани говорят: брацлавские, что, конечно, вернее.

**  **

Моя жена происходит из семьи выходцев из Умани. Теща много рассказывала о своем предвоенном житье в этом городе. Она там родилась. Причем жили они в отдельном еврейском квартале. Не в гетто, а просто от предыдущих поколений так осталось.

Говорили и учились исключительно на идиш. Обязательный урок русского языка (украинского не было) посещали не более прилежно, нежели урок немецкого, который давался легче – если говорить об устной речи, а не о грамматике[1].

Рассказывала нам – мне и своей дочери – как с подругами они ходили гулять в парк "Софиевка". На выходе из своего района, задолго до первой продавщицы газированной воды, девушки начинали вспоминать, как по-русски сказать – "два стакана" или "две стаканы"?

**  **

Мне часто приходилось приезжать в Умань. Руководители Одесской общины – чистые литаим – почему-то именно здесь любили устраивать выездные семинары для молодежи, привлекаемой к Торе. Ну, я и ездил в качестве обязательного учителя. И каждый раз до субботы (а семинары почему-то проводили вкупе с субботой) успевал с утра пораньше сбегать в прекрасную "Софиевку".

Былого еврейского квартала в городе я уже не нашел. Город как город. В меру серый, в меру обычный, что-то там ремонтируется. Магазины с продуктами стоят, по дорогам иногда можно проехать. Главная особенность города, то, что привлекает туда туристов из-за границы, – это, конечно, район с могилой раби Нахмана.

Местной власти, да и прочим автохтонам надо бы радоваться, что у них туризм процветает. Но особой радости не видно – если судить по рассказам о том, как там приезжих обирают и обворовывают.

Отдать бы этот город в серьезные и заботливые руки – как и прочие известные по еврейской истории города и местечки Украины, Белоруссии да Молдавии – рай бы можно было сотворить – и для местных жителей, и для еврейских паломников.

**  **

Еще два слова про мою тещу – ибо где я это еще о ней расскажу?

Женщина удивительного характера и страшной судьбы. Мягкая, тихая, после войны проработала главным бухгалтером в райпищторге, если вы помните, что это такое. Ей в голову не приходило, что тут можно воровать, как все начальники и их окружение. Ни дачи себе не отстроила, ни квартиры благоустроенной. А уезжала с нами в Израиль – плакала по оставленной советской России. Привыкла, любила…

Рассказывала нам, как попала на фронт. За пару месяцев до войны призвали всех городских девушек ее возраста, начали учить на медсестер. В первый день войны выстроили всех на плацу и объявили, что отныне они зенитчицы. И тут же посадили на грузовики, чтобы отвести на восток, на запасные, как было сказано, аэродромы, чтобы освоили там "зенитное дело".

Она еще успела сбегать домой, сказала, что им сообщили, будто немцы будут не сегодня-завтра – чтобы мама с папой и детьми немедленно бежали к мосту и спасались. С тем они и расстались. Навсегда. Потом ей рассказали, что они так и сделали – сели на подводы – до мост был уже разбомблен. Вернулись – и все погибли.

Вот так с первого дня войны до последнего, который встретила в Праге, она прослужила зенитчицой на аэродромах. Бомбили их нещадно. Своих подруг она сменила несколько раз. Был способ вернуться из армии – забеременеть. Да разве Мина Григорьевна Зак, молодая комсомолка, могла на это пойти! Да ни за что.

Рассказывала, что в Германии и Чехии они впервые увидели европейские магазины. О запрете на мародерство никакого представления не имели, но, когда к ним приехали артисты, девушки из их полка надели на себя самые красивые обновки из тех разграбленных магазинов. Оказалось, что вырядились они в пеньюары. Но в комплекте с сапогами полупрозрачные наряды смотрелись очаровательно.

Сразу после демобилизации приехала в Москву (других составов из Праги, кажется, не было), чтобы перебраться с Белорусского вокзала на Киевский, да там повстречала свою подругу по Умани, которая только что оттуда вернулась. Та сказала: "Мина, домой не езжай, дома нет, никого не осталась", заплакала и ушла.

Так Мина осталась в Москве. Уже потом другие люди ей сообщили, что им поведали уманьцы о смерти тамошних евреев. По рассказу некоторых, многие евреи были убиты еще до прихода немцев. Другие говорили, что мужчин сожгли уже по немецкому приказу в здании местного клуба, а женщин и детей закопали живьем в пригороде. Ничего наша теща больше нам не говорила – начинала плакать и уходила в свою комнату[2].

**  **

Раби Нахман повелел, чтобы его похоронили в Умани, там, где звери уничтожили тысячи евреев. Кто бы тогда мог предвидеть, что эта история будет повторяться с нами из раза в раз. Из раза в раз.



[1] Мой отец, родившийся в Чернобыле, жил в Москве где-то с 1935 года. Говорил, что русский освоил быстро. (Ага, слышали бы вы его акцент в его взрослые годы.))  В школе (392‑я на Знаменской в Черкизове) учился средне. Но по немецкому всегда имел две устойчивые отметки: за устный – 5, за письменный – 3 с минусом, да и то с великой натяжкой.

[2] При входе в парк "Софиевка" продается великая пропасть буклетов и красочных альбомов. Можете купить. Картинки на самом деле отличные. Но в большинстве буклетов обязательно присутствует текст, вот беда. А среди текста – кроме описания романтичной любви графа Потоцкого к прекрасной Софии, это еще куда ни шло – вы всегда найдете что-нибудь во славу бандитов-гайдамаков. Так и будет написано – сами посмотрите: "Дума казаков над Днепром", или где они там еще свои думы гадали?((

Метки:


  • 1
Спасибо за ролик!

Несколько добавлений:

Сами украинские евреи, в том числе конечно и хасидим называли Брацлав - Брослев. Бреслев это уже не совсем понятно откуда взявшаяся поздняя модификация, которая однако прижилась. Брацлав - точно никогда не говорили.

Сами хасидим не говорят дословно "Бешт", хотя акроним Баал Шем Това так пишется. Всегда говорят Балшем, или Баал Шем Тов.

Про Бресловер хасидус стоит конечно снять целый фильм - почти невозможно ничего рассказать за такое короткое время.

Ксиво вехасимо тойво!

спасибо за отзыв и замечания.
И вам - ктива вехасима това.))

Как всегда - сдержанно, емко, со вкусом, с чувством, толком, расстановкой. Спасибо!
Ах, да! http://vasily-sergeev.livejournal.com/1702753.html

Edited at 2010-09-05 08:09 (UTC)

приходите в наше кино еще. Вам - без билета!))

Спасибо за прокат в вашей сети кинозалов.))

Edited at 2010-09-05 08:16 (UTC)

Граф Потоцкий модничал и построил этот парк для своей красавицы Софии.Получилось, что на века.
Я в этой самой Софиевке выросла,Василий.
Много, мнОго раз я там была, каждое воскресенье, много лет подряд, моя семья выходила на прогулку в Софиевку, если приезжали гости, то всенепременно туда шли, я сама ходила туда на свидания, там я прогуливала школьные уроки, там проистекала жизнь многих поколений.
Приятные воспоминания. И каждое фото напоминает мне о каких-то событиях.
Софиевку нужно увидеть натурально, она потрясающая, та не то, что красиво, там -волшебно.

я, правда, не Василий. Мой друг В. берет у меня киноматериалы. Но все равно - спасибо за теплый отзыв.
Лучшие люди нашей семьи там тоже провели детство и юность и считают, что Софиевка самое красивое место на земле.

Спасибо ВАМ, за то, что говорите о ней. Софиевка этого достойна.
К стати, в ролике говорится о том, что в Умани жило много евреев.Да. Я помню эти времена. Я училась в СШ 13 и половина нашего класса состояла из еврейских детей. Мы как-то так дружненько отучились все вместе от 1 до 10 класса, с некоторыми, я даже в детском саду была, да и в яслях тоже.)))))))) Помню их всех, конечно же, помню. По именам и фамилиям, по характерам и сословиям.

это уже после войны, надо полагать. Верно?
Т.е. ваши школьные друзья-евреи - из семей, которые пережили войну в эвакуации, я вас правильно понял?
Наша теща жила там до войны - я об этом пишу в тексте. У нее школа была на идиш.

Ах да, сейчас посмотрел ваш журнал. Вы не могли жить до войны.
Долгих лет вам жизни! И с Новым еврейским годом.))

Edited at 2010-09-05 10:53 (UTC)

Я посмотрела Ваш профайл и увидела слово "меламед". Я не знаю, что оно обозначает, но в моём д.саду были Милка и Софка Меламуд. )))))))))
Извините, может быть я слишком назойлива со своими воспоминаниями.

и вам спасибо. Приходите чаще. Я вам всегда рад.

о, наконец-то. Вас тут ждешь, ждешь.))

Простите:) Теперь мама уехала - я чаще буду!

Umani

(Анонимно)
Спасибо за материалы! Все очень плодотворны и красивы. И поучительны. Особенно я в восторге от Софиевки и учения о радости хасидов. Мечтаю там побывать и отдать дань уважения Раби Нахману!

  • 1