Пятигорский (r5gor) wrote,
Пятигорский
r5gor

Очередь

Если кто-то залез в очередь "без очереди", то он украл время у каждого, кто в ней стоит. Сколько времени он у них украл? Ровно столько, сколько длится услуга, за которой стоит очередь.

Другими словами, человек, нагло протиснувшийся к кассе в супермаркете и отвлекший кассира, скажем, на 2 минуты, обокрал каждого из стоящих в очереди на 2 минуты. Стояло 10 человек – их обокрали на 20 минут (10х2), треть часа. Причем сам он эту треть часа натурально "выиграл" (если каждый в очереди проходит кассу тоже за 2 минуты), потому что ему не пришлось отстоять это время в унылой компании воспитанных и цивилизованных людей.

А теперь посмотрим на эту арифметику глазами Торы.

Сначала подумаем – можно ли украсть время? Как вы считаете: задержать людей, которые не собирались задерживаться, потому что им дорого время, – является ли такой поступок кражей[1]? Многие соглашаются сходу: конечно, это самое настоящее, ничем не прикрытое воровство. Ибо подходит под определение: некто забирает без разрешения то, что принадлежит другому человеку. Мое время принадлежит мне – значит, тот, кто меня задерживает, отнимает у меня мое время!

Согласен. Но вот я, к примеру, в очереди всегда или читаю[2] (причем этот материал я все равно прочту в течение дня, а значит, я ничего не потерял во временном смысле), или пишу свои тексты на карманном компьютере – у меня всегда полно мыслей и мало времени на то, чтобы их записать. Так что я даже благодарен очереди – в ней родились, в частности, некоторые мои посты для жж.

Итак, можно ли украсть время – вопрос очень даже открытый. Ситуация похожа на кражу сна: один человек разбудил другого посреди ночи, лишив того заслуженных трех часов здорового и приятного сна, – будет ли это воровством?

Да, в текстах многих авторитетов Торы это называется воровством. Но не все с этим согласны. Лишить – не всегда то же самое, что украсть. Вор украл вещь и использует ее. Человек, меня разбудивший посреди ночи, злодейски отобрал несколько минут моего сна, но сам моим сном не может воспользоваться. И у него как была ночная бессонница, так и останется.

Так что, скорее всего, такого хулигана разумнее уподобить человеку, который наносит ущерб (отнял вещь у других и сломал, разбил, выбросил); а класс тех, кто нанес ущерб, много шире класса тех, кто украл[3].

Впрочем, если вам удобней, давайте считать тех, кто лезет без очереди, ворами нашего с вами времени. Согласен, так проще.

Итак, смотрим на явление пристальней. Причем берем сразу крайний случай – когда нам самим срочно надо очередь "обойти". С вами такое случалось?

Рассказывает мой друг: его жена должна была рожать, и из-за некоторых осложнений ее положили в родовое отделение раньше срока. Он остался дома с пятью маленькими детьми (ортодоксальный Иерусалим, знаете ли). Каждый день ожидал, что вот-вот его вызовут в клинику на роды. С женой он регулярно общался по телефону, вечером посещал, а тут пришел в магазин "закупиться" на неделю (супермаркет Торгового центра в Рамот). Набрал полную коляску, подкатил ее к очереди – она была длинновата, человек 8, и все с полными колясками. И в эту секунду раздался звонок – жена рожает!

Ничего страшного, коляску можно бросить, жена важнее. Но коляску тоже бросать жалко, полчаса продукты детишкам собирал, катая ее по маркету. Тем более, в той же очереди, ближе к кассе, стоял его сосед по дому. Он подкатил к соседу – и тот согласился взять коляску, оплатить покупку, доставить ее на своей машине домой – а потом они сделают расчет. Успешных вам родов!

Ближайшие люди слышали их разговор. Все согласились, что коляску можно пропустить без очереди. Пожелали успеха. И он отбыл.

Люди, стоявшие в очереди поодаль, могли видеть все это глазами, но не могли слышать, в чем там дело: кто-то передал свою коляску другому – в обход очереди! – и бросился к выходу.

Тем не менее, никто не возмутился. Всякое бывает. Наверное, что-то срочное у человека.

Вопрос: можно ли так поступить? Ответ: да на здоровье.

У каждого случаются фокс-мажорные обстоятельства. Почему не пойти навстречу человеку?

По закону, если говорить строго, моему другу надо было обойти всех в очереди и спросить, не возражают ли они, если он пройдет перед ними. Скорее всего, они согласились бы. Понятно, что в другом регионе или в других условиях очередь завопила бы: "у всех жена рожает", "все на самолет опаздывают"[4], "у всех дома землетрясение". Но давайте предположим, что мы в нормальной стране с нормальными гражданами.

Можно в приведенном случае пройти без очереди? Вы разрешаете?

А раз вы разрешаете, то кто нам сказал, что в большинстве случаев, когда кто-то хочет нас обойти – перед нами действуют нахалы и хамы?

Да по лицу видно, скажете вы.

А что, у человека с лицом хама не бывает фокс-мажора? Да и что это за манера, чуть что, устраивать фейс-контроль!

Хотите еще пример? Предположим, вы отправляетесь в тот же супермаркет. И вдруг сосед, на этот раз старенький пенсионер, плохо ходящий дяденька, просит и ему прихватить пару бутылок кефирчика, булку и там по мелочам сахарку, колбаски и прочей снеди, ужас как есть захотелось, с утра не ел, а жена, как назло с утра рванула к своей матушке в дом престарелых.

Вы ему поможете? Да почему бы нет! Пара булок багажник вашей машины не утрудит. И дело приятное сделаете, старичку поможете. Конечно, дед Иваныч, жди, я тебя мигом отоварю. – Спасибо, милок.

И вот вы в магазине. Набросали себе в сумку всего, что вам требуется, и не забыли кефирчики и булки для деда Иваныча. Подходите к кассе. Стоп! Чем этот случай отличается от того, когда дед Иваныч сам доковылял до магазина, там увидел вас в очереди, тихонько подошел и, заговорщицки подмигивая, передал вам свою сумочку? А вдруг кто в очереди заметит? Крику ведь не оберешься! И народ будет прав – не лезь, старик, без очереди, все стоят – и ты стой.

Как поступить в случае, когда дед Иваныч стоит рядом? Вроде бы, надо спросить людей: эй, народ, вот старик-пенсионер, неужели не пропустим его без очереди? И если народ согласен – пропускаем его перед собой.

Поэтому в случае с дедом, который остался дома, надо бы, по логике, тоже опросить людей: эй, люди, вот я взял не только себе, но и соседу – даете пробить в кассе за кефир для пенсионера.

Хотел бы я увидеть тех, кто не согласится. Люди, скорее всего, удивятся – зачем разговоры? Бери, чего хочешь, и бей в кассе молча.

Но если с отсутствующим дедом Иванычем так, то почему с присутствующим иначе?[5]

Финал. Если, повторяю, ограничиться нормальной страной с нормальными гражданами – то правило простое. В случае, когда сама очередь теоретически согласиться пропустить кого-либо без очереди (или его коляску, или его сумку с кефиром), то можно никого ни о чем не спрашивать. А если случай сомнительный – и в таких обстоятельствах далеко не все согласны пожертвовать своими двумя минутами – то никаких сумок от "внеочередных" граждан не принимаем.

К чему я все это рассказываю? А вот к чему. Давайте однажды начнем жить в нормальной стране, не меняя страну проживания. Хорошее предложение?

Что для этого требуется? Несколько вещей. (Обратите внимание, от нас не требуется воспитывать других людей. Все требования относятся исключительно к нам с вами. Что внушает надежду и радует.)

(1) Никогда самому без очереди не лезть. Ни при каких обстоятельствах. Кроме самых крайних случаев[6]. Например, жена рожает. Или когда мы, люди в годах, не можем выйти из дому, а тут сосед отправляется на машине в магазин. И пр.

(2) Никогда никого в свою очередь не впускать – ни знакомых, ни друзей, – если очередь на это, скорее всего, не согласится. Кроме самых крайних обстоятельств – когда очередь согласится. Только тогда впустим. (Не забываем, что мы в нормальной стране. Люди должны согласиться пропустить супруга роженицы! Мы бы на их месте согласились.)

(3) Никогда не возмущаемся, когда видим, как кто-то другой лезет напролом, якобы стараясь оставить нас в дураках (лохах?). Возможно, у него экстренные обстоятельства. А если лицо у него не иначе, как хамское, то – тоже не возмущаемся. Ибо и с такими лицами люди изредка попадают в разряд крайнего случая.

(4) Аналогично, не воюем за правду и справедливость, когда видим, как кто-то другой впереди нас пропускает своих дружков без очереди. Ибо (так мы себе объясняем) у них жены рожают.

Вы против последнего пункта? Но постойте, мы же только что предположили, что отныне живем в нормальной стране! А нормальная страна начинается с нормальных граждан. Кто в нашей стране нормальный? Как минимум, мы с вами. Вот и начнем с самих себя.

Спасибо за внимание.

ПС. Тем, кто спросит, откуда это в Торе, сообщаю: таково правило мусара, еврейской этики: смотри за собой, критикуй и воспитывай себя, будь собой вечно недоволен, старайся себя улучшить и воспитать – но не других[7]!

Так нам сообщают на своих уроках раби Аарон Йеуда Лейб Штейнман и раби Шломо Вольбе. Этому нас учил светлой памяти праведник раби Ицхак Зильбер.



[1] Вернее, грабежом. Ибо кража совершается тайно и незаметно для людей. А грабеж открыт и нагло брутален.

[2] Обычно карманного издания Мишну или Талмуд.

[3] Впрочем, по Торе, такой преступник во многих случаях карается такой же карой, что и воры с грабителями.

[4] Однажды мы с равом Гр. летели в Америку на зимний семинар. Даты выпали на, вы не поверите, рождество, когда вся Америка бросилась на самолеты. И вот ужас, в аэропорту Ла-Гардия мы нашли гигантскую очередюгу, которой мы, идя вдоль цепочки, объяснили на своем хитром английском, что опаздываем на рейс в Сент-Луис. Нас мило пропустили – а в самолете мы обнаружили всех тех, кто нас пропустил. Они нам радостно улыбались – как старым знакомым. Но это так, к слову.

[5] Ситуация, когда один человек берет то, что никому не принадлежит и любой эту вещь может взять, описывается в Талмуде (см., например, трактат "Бава Мециа"). Если претендентов на бесхозную находку нет, можно взять часть себе, а часть кому хотим. Но если желающих больше, чем тех, кто ее может хотя бы частично приобрести (т.е. вещь "дефицитна" – например, число свободных кресел в партере во время бенефиса), то взять можно только себе. (Впрочем, взяв себе, можете потом эту вещь уступить кому хотите – вы ее полный хозяин.) Правило называется "хав ле-ахрина", "принадлежит (также) другому". Именно отсюда следует, что не может один человек поставить в свою очередь другого – за счет остальных присутствующих. В данном случае "находка" – это место в очереди. Можно отдать ему свою очередь, но нельзя добавить его к своей очереди.

Возвращаясь к нашему примеру, заметим, что, строго говоря, нельзя ничего покупать другим людям, которые находятся здесь, рядом с очередью (это и называется "пропустить без очереди"). И даже если они находятся не здесь, не в очереди, а как в случае с дедом Иванычем, остались дома. Но как раз этот случай (остались дома) в нормальном обществе считается из тех, когда человеку можно купить то, что он просит. Почему? Потому что у него есть причины попросить нас об этом. Раз так, то и случай, когда человек стоит рядом с очередью, тоже надо трактовать как разрешенный (для нормального общества). Ибо у человека есть причины попросить нас пустить его без очереди. – Если разрешили первое, то разрешим и второе.

[6] Причем проверка этих обстоятельств на "крайность" проста: нормальное общество считает, что в таких случаях можно нарушить очередь и пройти ее в обход.

[7] Что касается темы воспитания детей, подростков и буйных студентов, то см. статью "Традиции еврейского воспитания". 


Tags: мусар, практикум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments