Пятигорский (r5gor) wrote,
Пятигорский
r5gor

Category:

Любить – навидеть – обижать

Вчера возникла дискуссия на тему любви ("...как самого себя") и на тему обиды ("никого не обижай"). Пост был коротким, а обсуждение длинным, хотя и односторонним.

Проблема возникла, как я понял, из-за необходимости дать определение термину "нанести обиду".

Возник ряд возражений. 

Первое. Если есть правило (в данном случае: "Того, что тебе неприятно, не делай другим"), то у него должны быть исключения. – С обычными правилами так и происходит. Но посмотрите, в каком контексте оно дано Торой. В трактате "Кидушин" оно приведено от имени мудреца Илеля, который сказал, что в этом вся суть Торы. А раз у Торы нет исключений (т.е. ничего такого, что ей – всей, целиком – принципиально противоречит и в то же время является истиной), то и у этого правила нет исключений. Оно тотально!

Отсюда моментально появляется следующее возражение. – Но тогда как воспитывать детей? Как дать отпор агрессору и всякому, кто на тебя "наезжает"? Ответ: как хочешь, так и давай – но только не обижай.

Что в данном контексте считается обидой? Любая боль морального характера, которую испытывает человек, подвергшийся атаке другого человека. Т.е. боль может быть и физической – но физическая боль не всегда сопряжена с обидой. Обида – это когда с тобой несправедливо обошлись плохо. Кто определяет это плохо? Я, жертва вашей атаки, и определяю.

На это нам говорят: в таком случае в любом общении нельзя раскрыть рот – ибо мало ли какую обиду высмотрит себе в твоих словах твой собеседник! – Да, это верное замечание, именно так: бойся раскрыть рот – если не уверен, обидится ли твой ближний на твои слова или нет.

Но ведь есть случаи, когда волей-неволей придется задеть честь и достоинство другого человека! Без этого нет производства, учебного процесса, суда наконец.

Ответ: если ситуация вынуждена (судебная разборка, наказание по той же Торе и пр.), то это не считается обижанием человека. Т.е. он зря обижается[1]. Например, смерть приговоренного к смерти преступника – наказание, но не нанесение обиды[2].

Итак, подать в суд на человека – не значит его обидеть. Отстоять свою честь – не значит обидеть оскорбителя. Но если на судебном заседании мы его оскорбляем и поносим перед судьями и зрителями – это называется нарушить запрет на нанесение обиды. И если мы оскорбляем оскорбителя и наносим ответный ущерб его чести – это тоже нарушение того же запрета.

Есть простое правило, позволяющее установить, когда мы обижаем другого, а когда, с точки зрения закона, не обижаем (даже если он обижается). Если мы не можем поступить иначе – это не обида[3]. Здесь под словами "не можем не поступить" имеется в виду не наше умение чуть что орать, как противовоздушная сирена. Не можем поступить по-другому – означает, что мы со всей любовью к этому человеку вынуждены совершить некоторые действия. Примеры: врач, делающий пациенту больно, подача иска в суд или (иногда) вызов полиции.

Личных примеров каждый может привести массу. Помню, в первые дни своего приезда в Израиль увидел я на улице бегущего сквозь толпу безумного человека. Он явно куда-то опаздывал, толкал людей, несся, не разбирая дороги. Мне это показалось полным безобразием. И поскольку он пробегал мимо меня, я, как советский человек, решил "навести порядок". Подставил ему свой бок – и он, как в хоккее о бортик, мягко "шмякнулся" об стенку дома. И тут же беспамятно выкрикнул: жена рожает! Сотовых телефонов тогда не было – он бежал к уличному телефону-автомату. И я, как примерный советский человек, понесся перед ним, распихивая толпу и крича что есть силы на трех языках: дорогу, жена рожает!

Теперь скажите: он обижал людей? Мне кажется, нет. Т.е. скажи нам заранее – что сейчас нас толкнут – ибо нет времени просить уступить дорогу, поскольку у нас срочные роды, – и мы согласимся – ну да, давайте, толкайте потихоньку, чем мы вам можем еще помочь?

Итак, обида, это когда мне больно от ваших слов – ибо я бы на вашем месте так не говорил в свой адрес. Скажите то же самое чуть спокойней, выдержанней, с любовью.

О, это самое главное! С любовью.

Упрек, высказанный с любовью, как правило, за обиду не будет принят.

Нам возражают: это очень "неконкретное" определение обиды. Нельзя ли уточнить? – Можно. Как правило, один обижает другого, когда "опускает" его, ставит его ниже себя, позорит (даже не говоря позорных слов). Не замечать людей, поступая себя с ними так, будто они нули, будто их нет (еще говорят – "идти по их головам") – это тоже обида. Этим свойством обладают неразборчивые карьеристы, маленькие или большие политики, многие начальники (далеко не все, конечно) и др. категории населения нашей планеты.

Поэтому, когда со мной вступают в резкий спор в ЖЖ – есть очень простой способ определить, не нарушается ли тут запрет на обиду. Вот он: сейчас я отвечу оппоненту, но сначала прикину – не хочу ли я его обидеть (пусть даже защищаясь) – и если хочу (а это установить нетрудно) – то тут же уберу руки с клавиш.

Кстати, о диалогах в интернете. Бродят по его просторам толпы людей и высматривают, где кого можно задеть, покритиковать, выдать "правду-матку", не взирая на лица. Ведь правда, какая бы она ни была горькой, намного важнее любви, не правда ли? "Платон, ты мне друг, но громко сказать тебе, какой ты редиска, важнее".

Многие в таком поведение видят чуть ли ни смысл своей жизни. А ведь здесь проявляется нелюбовь к людям.

Пример (сочиненный мною): человек спрашивает в университетской аудитории: кто на какие лекции ходит? (Пока ничего страшного.) И от себя добавляет, что на такие-то лекции и консультации (приводит имена преподов) он давно не ходит, ибо там скучно, а просто "отбывать присутствие"  ему надоело. Смотрите, как только он назвал имя конкретного учителя – он (кроме нарушения запрета "на плохую речь") тут же посеял рознь и вражду между людьми (или евреями, если вас нравится такая формулировка, мне в данном случае все равно). Участвовать в затеянном им разговоре категорически запрещено! Он обижает людей (а уж если заявляет о себе как о человеке соблюдающем, то это тем более странно).

Но тогда как выяснит истину в споре? Как показать человеку, что он не прав? – Ответ: а так и показывайте – как умеете, если не терпится, – но только без обиды, без нанесения ему даже малейшего урона. И если без урона не можем – то молчим в ситцевую тряпочку! (Ничего так совет? Мне нравится.)



[1] "Злые люди доброй киске не дают украсть сосиски". (Б.Заходер)

[2] Больше того, наказание по Торе считается искуплением прегрешения, а поэтому это помощь, благое деяние, даже если преступник таковым приговор не считает. Но об этом в коротком посте не расскажешь. Так или иначе, не следует в частной жизни брать на себя функции судьи Торы, исполнителя ее приговоров.

[3] На эту примерно тему у меня был в свое время отдельный пост. Назывался "Обидная практика".


Tags: мусар, практикум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments