Пятигорский (r5gor) wrote,
Пятигорский
r5gor

Конец недели: нравоучилки. Новая порция

Продолжаю пересказывать своими словами короткие эссе рава Зелига Плискина на темы, взятые из книги раби Элиэзера Элияу Деслера "Миктав ме-Элияу" и других трудов по мусару (еврейской науке о правильном поведении).
Сегодня – о двух умениях, которые очень важны в жизни. Кто ими обладает – тот мудр и праведен.
Только не надо смотреть на эти заметки как на рецепты ко всем проблемам жизни. Например, о способности прощать можно написать массу глубоких и широких по охвату трудов. Сегодня же будет затронут один чисто прагматический аспект прощения. (Кстати, именно про него обширный труд, скорее всего, забудет сказать, уж больно мелок и прямолинеен. А вот нам он показался достаточно продуктивным, чтобы быть упомянутым. О как!)

Об умении прощать

В Устной Торе находим удивительное правило (трактат Рош-Ашана 17): "Тому, кто умеет прощать проступки других (сделавших ему плохо или сказавших о нем плохо), будут прощены его проступки".

Многие усматривают здесь милостивое отношение Небесного суда к человеку, умевшего прощать других.

Но это же правило можно применить и для повседневной жизни: умаляя свой гнев по отношению к другим людям, мы способны отвести гнев, направленный против нас.

Как отвести чужой гнев? – Простив того, кто на нас гневается[1].

Уже сейчас подумаем о тех, кого мы еще не простили. Извинить других, оправдать их в наших собственных глазах – личная заинтересованность нас самих. В этом мы проявим не только милосердие по отношению к другим, но и разумное поведение по отношению к самим себе[2].

*  *

Об умении учиться

Тора советует: надо развивать в себе умение учиться. Учиться всегда, в любой ситуации, у любого человека. Учиться непосредственно у своего окружения.

Как это сделать? Когда видишь какого-то человека, стоит обратить внимание на положительные черты его характера. И стоит эти черты у него перенять. Улучшить себя, вырасти до его уровня именно по этому "параметру".

То же самое с отрицательными чертами. Иногда они бросаются в глаза. Тогда стоит подумать, нет ли этих черт в нас самих. И научиться их использовать преодолевать[3].

Будем перенимать опыт непосредственно из окружающей жизни. Нет ни одного явления в мире, которое нельзя было бы использовать для личного роста и улучшения![4]



[1] С вами ни разу такого не было: вы поссорились с человеком, вы злы на него, вы негодуете – и вдруг он приходит к вам как ни в чем не бывало, по своим делам приходит, и нет в нем ни на грош плохого к вам отношения. Бывало такое? И не говорите, что вы продолжите его люто не любить. Нельзя ненавидеть того, кто к вам относится вполне сносно и даже дружелюбно. С ним можно спорить, его можно поучать  и даже дать ему пару подзатыльников советов – но только не ненавидеть!

Так вот, сегодняшний урок: будьте этим человеком – который простил другого и пришел к нему с миром! Попробуйте. У вас, чеслово, получится.

[2] И не в силу страха перед физической или карьерной расправой, а из страха совершить ошибку – и из желания выполнить заповедь любить других людей. Ведь хотим же мы, чтобы нас любили другие? Ведь хотим же мы, чтобы нас прощали другие? Так чем мы хуже этих других!

[3] Помню, об этом говорил на одном из моих первых уроков по Торе рав Э.Э. "Даже дураки полезны", сказал он. И мы переглянулись: к чему бы это? – "Ну как же, посмотрим мы на них, и станет нам стыдно за их поведение. И постараемся не повторять за ними. А иначе – откуда узнать, что такое глупость?"

[4] Этот текст я примерно скопировал с заметки рава Плискина, опирающейся на книгу рава Хаима-Мордехая Каца "Beair Mechokaik" (p.192). 

Tags: занудство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments