?

Log in

No account? Create an account

р. Реувен Пятигорский

Просто меламед


Previous Entry Поделиться Next Entry
Притча о добром юноше
pyatigorsky
r5gor

1. В недельном разделе Торы "Ваэра" сказано (Шмот 6:13): "И сказал Всевышний Моше и Аарону, и приказал (передать) евреям…"

Раши на этот стих пишет: приказал им (Моше и Аарону) говорить с народом мягко и терпеливо. Как написано в "Мидраш-Раба Шмот" 7: "Сказал им Всевышний: они, евреи, ни на что не соглашаются, вспыльчивы, заносчивы и упрямы, поэтому готовьтесь, что они вас начнут ругать, проклинать, закидают камнями".

Другими словами: они вас будут ненавидеть, а вы им – все равно! – делайте только благие дела и передавайте им Мои слова для их же пользы.

2. Однажды ученики спросили у рава Соловейчика ("Бейт-Алеви"):

– Известно правило Илеля: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе". Но тогда – что надо делать?

Рав Соловейчик ответил:

– "Помогай другим".

Оставим открытым вопрос о том, почему Илель не дополнил свое правило замечанием, высказанным равом Соловейчиком. Также не совсем ясно, что имел в виду рав Соловейчик, когда сказал о помощи другим, – то ли такая помощь является прямой целью человеческой жизни[1], то ли это необходимое условие нашего существования.

Так или иначе, остается актуальным вопрос, чем конкретно мы расплачиваемся за умение (желание, стремление) помогать другим[2].

3. Древняя притча о добром юноше[3]. Излагаю на пределе краткости.

В одном селении жил юноша, который всех любил. Настолько любил, что всегда спешил всем на помощь и никогда ни в чем никому не отказывал.

Повстречал его однажды ангел и спросил, чего бы он хотел получить в подарок от небес.

Юноша ответил, что для себя он ничего не просит, но может предъявить небесам огромный список нужд других людей.

Ангел пояснил, что ему дела нет до нужд других людей: "Чего просишь ты?"

Подумал юноша и дал такой ответ:

– Дайте мне возможность помогать другим людям. Чтобы никто не ушел от меня без помощи. Чтобы никому я не сказал: извини, но тут я бессилен.

– Окей, – сказал ангел. – Безграничной силой я тебя наделить не уполномочен. Но сделать тебя очень и очень сильным именно в этом плане – пожалуйста. Выбирай, кем ты хочешь быть – человеком, который обладает сказочным богатством, или человеком, который обладает колоссальной властью. Деньги могут не все – но многое. Власть может тоже не все – но очень и очень многое. Выбирай!

Юноша задумался и вдруг спросил:

– А чем я за это расплачусь?

– Уж не корыстен ли твой вопрос? – удивился ангел.

– Отнюдь. Просто я знаю, что тот, кто что-то получает в подарок, чем-то за это расплачивается. Именно потому я и мечтаю помогать людям – чтобы они знали, что иногда не надо никакой платы!

– Понял, – сказал ему ангел. – Тогда знай, что, действительно, твоя сила потребует с твоей стороны некоторой платы. Взвесь и реши, готов ли ты пойти на это. А именно: тебе будет дана удивительная возможность проявить свою любовь к людям. Но! Цена за это – в том, что люди не будут тебя любить.

– Это как? – не понял юноша. – Разве нищий не благодарен богачу, который дает ему деньги? Разве обычный человек не говорит спасибо правителю, который распорядился построить в его селении мост, провести дороги и укрепить дружину, защищающую его от бандитов?

– Понятно, что благодарен, – сказал ангел. – Понятно, что скажет спасибо. Но все это далеко от любви. Недаром ходит поговорка, что все большие капиталы сколочены нечестным путем. Недаром во всех сказках богачу отведена отнюдь не роль положительного героя. Что касается правителей, то и они могут снискать благодарность своих поданных, но благодарность, согласись, это еще далеко не любовь. Недаром сказано: "Ненавидь высокие посты и не становись известным властям"[4], ибо власть портит как властителя, так и подвластного. Первый думает, что ему все дозволено, а второй преисполняется завистью и подобострастием.

– Но ведь можно и на месте властителя остаться человеком! Ведь сказано: "Красота, сила, богатство, уважение, мудрость, старость и седина, а также сыновья – хороши для праведников и хороши для мира"[5]. Разве "сила, богатство и уважение" – это не сила денег и не сила власти, которые использованы правильно?

Ангел посмотрел печально на юношу и ответил:

– Можно остаться человеком, обладая деньгами или властью, но это очень и очень трудно. Недаром сказано: "Будьте осмотрительны с властями, поскольку они приближа­ют к себе человека лишь для своей выгоды: выглядят друзьями, ко­гда им это надо, но не постоят за человека в час его нужды"[6].

Юноша сказал расстроенным голосом:

– Получается, что лучше не стремиться ни к богатству, ни к власти? Я правильно понял? Получается, что это испытание, которое трудно преодолеть без потерь для души?

– Ты правильно понял. Лучше к этому не стремиться. Но такова плата за возможность помогать людям. Ты им помогаешь – а они в тебе не видят помощника, но видят денежный мешок[7] или карьериста, дорвавшегося до высокого поста. Выбирай!

* * *

Здесь в разных списках предлагаются разные варианты сюжета. По одному, юноша отказался от денег и власти, попросив ангела дать ему не то поэтический дар, не то талант певца и музыканта, чтобы утешать людей, которые лишились его помощи. (От себя добавлю: и получил взамен активную нелюбовь коллег по поэтическому и музыкальному цеху. Его, скорее всего, отравили завистники, и он был похоронен в общей могиле венского кладбища для нищих.)

По другому варианту: он попросил дар целителя и пошел по селениям, помогая больным и страждущим. (От себя добавлю: а за ним пошла молва о шарлатане и неконвенциональном лекаре, что граничит с обвинением в подделке медицинского диплома.)

По третьему варианту (он мне больше по душе): юноша согласился стать не то богачом, не то правителем, но заплатил за дар небес согласием на нелюбовь со стороны людей. И говорят, даже не обижался на тех, кому оказывал помощь, поскольку хорошо знал людскую природу.

Вот и все. А какая тут мораль, не знаю.

4. Авраам просил от Всевышнего, чтобы дал ему сына[8]. На самом деле он мечтал о еврейском народе, который будет жить по законам Торы. Написано: "Ужас и великий мрак напали на Авраама", – Всевышний показал ему всю картину будущей истории того народа, которого он у Него просит. После чего спросил: "Ну что, Авраам, ты все еще хочешь произвести из себя народ, который будет нелюбим, презираем и ненавидим всеми людьми земли?" – И Авраам ответил: הן, да[9].



[1] В изложении одного французского мыслителя это положение можно сформулировать таким образом: я попал в некую тяжелую ситуацию для того, чтобы помочь людям, которые в нее угодили. (Рекурсивность утверждения не является тем, над чем стоит много думать. Здесь содержатся нюансы поважнее.)

[2] Например, еврейские пророки, бичевавшие недостатки народа, в прямом смысле слова рисковали своими жизнями.

[3] Не путать с добрым самаритянином. Ничего общего!

[4] "Пирке Авот" 1:10. Авторы высказывания – Шмая и Автальон.

[5] Там же, 6:8. Раби Шимон бен Йеуда.

[6] Там же, 2:3. Рабан Гамлиэль.

[7] См. на эту тему мой пост "Мой друг Серега – миллионер".

[8] См. 15-ую главу книги Берешит.

[9] Что прямо перекликается с третьим вариантом изложенной выше притчи.



  • 1
Пъясечнер Ребе приводит тоже жуткую майсу в Хойвас ѓаТалмидим про цветок для тхияс ѓамейсим.

<< Недаром ходит поговорка, что все большие капиталы сколочены нечестным путем >>

А чего ангел Карла Маркса цитирует ?

ну, предположим, эта мысль украдена Марксом у ангела, а не наоборот.
На что заметим, что нет копирайта на истину, не правда ли?

Недаром ходит поговорка, что все большие капиталы сколочены нечестным путем

И это совершенно правильно. Возьмём, например, капиталы миллионера Райхмана, который в своё время очень помогал ешивам, или, например, Гутника и Леваева :)

Прекрасная статья и особенно - притча. Большое спасибо и огромный יישר כח!

благодарность от вас приятна.

Вот и все. А какая тут мораль, не знаю.
Мораль - просить надо было Геулу.

Хорошо! Надо было закончить так: "...юноша получил власть (или богатство) и ушёл, приговаривая словами р.Акивы из Йерушалми: על מנת למילקי, על מנת למבזיה".

Заставили меня сильно призадуматься....
Вот сижк теперь в размышлениях.
Спасибо!

Очень замечательно. Спасибо.


>...почему Илель не дополнил свое правило замечанием, высказанным равом Соловейчиком.
Мине кажется, что Иллель в этот же самый момент сообщает, что надо делать, посредством маасэ рав. Что и расшифровал рав Соловейчик.

Надо отметить, что те трое геров таки были ему благодарны. Таким образом, бывает и так. Но, очевидно, не всегда...

Мораль сей притчи? Но она ведь очевидна! Все, что человек делает в этой жизни, он должен делать לשמה, ради Всевышнего. Если человек хочет награды за свои дела, в этом ли мире, или в представляющемся ему Мире Грядущем, - эти усилия засчитаны не будут, они לא לשמה. Об этом еще раз и напомнил ангел юноше, всех-то дел :))))

головой-то мы понимаем...
Сколько раз встречали матерей, которые жалуются на неблагодарность собственных отпрысков. Спонсоров, которые не видят уважения в свой адрес со стороны спонсируемых. Правителей, которые честно (есть и такие!) стараются облегчить жизнь граждан, а те на них плюют.

Но здесь, по-моему, есть еще одна мораль. Я ее вывел отдельно в последний абзац. И это уже не психология или даже не просто этика. Это данность нашего мира - который жесток к евреям. - Согласен ли ты, Авраам, на трагическую судьбу своего потомства? - Да, сказал он, а что делать, если по другому людям не поможешь...

Должен заметить, что самоотверженная помощь страждущим направо и налево - гм... не самая характерная и распространенная человеческая черта.

потому и притча. Иначе была бы басня.)

  • 1