Пятигорский (r5gor) wrote,
Пятигорский
r5gor

Притча о добром юноше

1. В недельном разделе Торы "Ваэра" сказано (Шмот 6:13): "И сказал Всевышний Моше и Аарону, и приказал (передать) евреям…"

Раши на этот стих пишет: приказал им (Моше и Аарону) говорить с народом мягко и терпеливо. Как написано в "Мидраш-Раба Шмот" 7: "Сказал им Всевышний: они, евреи, ни на что не соглашаются, вспыльчивы, заносчивы и упрямы, поэтому готовьтесь, что они вас начнут ругать, проклинать, закидают камнями".

Другими словами: они вас будут ненавидеть, а вы им – все равно! – делайте только благие дела и передавайте им Мои слова для их же пользы.

2. Однажды ученики спросили у рава Соловейчика ("Бейт-Алеви"):

– Известно правило Илеля: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе". Но тогда – что надо делать?

Рав Соловейчик ответил:

– "Помогай другим".

Оставим открытым вопрос о том, почему Илель не дополнил свое правило замечанием, высказанным равом Соловейчиком. Также не совсем ясно, что имел в виду рав Соловейчик, когда сказал о помощи другим, – то ли такая помощь является прямой целью человеческой жизни[1], то ли это необходимое условие нашего существования.

Так или иначе, остается актуальным вопрос, чем конкретно мы расплачиваемся за умение (желание, стремление) помогать другим[2].

3. Древняя притча о добром юноше[3]. Излагаю на пределе краткости.

В одном селении жил юноша, который всех любил. Настолько любил, что всегда спешил всем на помощь и никогда ни в чем никому не отказывал.

Повстречал его однажды ангел и спросил, чего бы он хотел получить в подарок от небес.

Юноша ответил, что для себя он ничего не просит, но может предъявить небесам огромный список нужд других людей.

Ангел пояснил, что ему дела нет до нужд других людей: "Чего просишь ты?"

Подумал юноша и дал такой ответ:

– Дайте мне возможность помогать другим людям. Чтобы никто не ушел от меня без помощи. Чтобы никому я не сказал: извини, но тут я бессилен.

– Окей, – сказал ангел. – Безграничной силой я тебя наделить не уполномочен. Но сделать тебя очень и очень сильным именно в этом плане – пожалуйста. Выбирай, кем ты хочешь быть – человеком, который обладает сказочным богатством, или человеком, который обладает колоссальной властью. Деньги могут не все – но многое. Власть может тоже не все – но очень и очень многое. Выбирай!

Юноша задумался и вдруг спросил:

– А чем я за это расплачусь?

– Уж не корыстен ли твой вопрос? – удивился ангел.

– Отнюдь. Просто я знаю, что тот, кто что-то получает в подарок, чем-то за это расплачивается. Именно потому я и мечтаю помогать людям – чтобы они знали, что иногда не надо никакой платы!

– Понял, – сказал ему ангел. – Тогда знай, что, действительно, твоя сила потребует с твоей стороны некоторой платы. Взвесь и реши, готов ли ты пойти на это. А именно: тебе будет дана удивительная возможность проявить свою любовь к людям. Но! Цена за это – в том, что люди не будут тебя любить.

– Это как? – не понял юноша. – Разве нищий не благодарен богачу, который дает ему деньги? Разве обычный человек не говорит спасибо правителю, который распорядился построить в его селении мост, провести дороги и укрепить дружину, защищающую его от бандитов?

– Понятно, что благодарен, – сказал ангел. – Понятно, что скажет спасибо. Но все это далеко от любви. Недаром ходит поговорка, что все большие капиталы сколочены нечестным путем. Недаром во всех сказках богачу отведена отнюдь не роль положительного героя. Что касается правителей, то и они могут снискать благодарность своих поданных, но благодарность, согласись, это еще далеко не любовь. Недаром сказано: "Ненавидь высокие посты и не становись известным властям"[4], ибо власть портит как властителя, так и подвластного. Первый думает, что ему все дозволено, а второй преисполняется завистью и подобострастием.

– Но ведь можно и на месте властителя остаться человеком! Ведь сказано: "Красота, сила, богатство, уважение, мудрость, старость и седина, а также сыновья – хороши для праведников и хороши для мира"[5]. Разве "сила, богатство и уважение" – это не сила денег и не сила власти, которые использованы правильно?

Ангел посмотрел печально на юношу и ответил:

– Можно остаться человеком, обладая деньгами или властью, но это очень и очень трудно. Недаром сказано: "Будьте осмотрительны с властями, поскольку они приближа­ют к себе человека лишь для своей выгоды: выглядят друзьями, ко­гда им это надо, но не постоят за человека в час его нужды"[6].

Юноша сказал расстроенным голосом:

– Получается, что лучше не стремиться ни к богатству, ни к власти? Я правильно понял? Получается, что это испытание, которое трудно преодолеть без потерь для души?

– Ты правильно понял. Лучше к этому не стремиться. Но такова плата за возможность помогать людям. Ты им помогаешь – а они в тебе не видят помощника, но видят денежный мешок[7] или карьериста, дорвавшегося до высокого поста. Выбирай!

* * *

Здесь в разных списках предлагаются разные варианты сюжета. По одному, юноша отказался от денег и власти, попросив ангела дать ему не то поэтический дар, не то талант певца и музыканта, чтобы утешать людей, которые лишились его помощи. (От себя добавлю: и получил взамен активную нелюбовь коллег по поэтическому и музыкальному цеху. Его, скорее всего, отравили завистники, и он был похоронен в общей могиле венского кладбища для нищих.)

По другому варианту: он попросил дар целителя и пошел по селениям, помогая больным и страждущим. (От себя добавлю: а за ним пошла молва о шарлатане и неконвенциональном лекаре, что граничит с обвинением в подделке медицинского диплома.)

По третьему варианту (он мне больше по душе): юноша согласился стать не то богачом, не то правителем, но заплатил за дар небес согласием на нелюбовь со стороны людей. И говорят, даже не обижался на тех, кому оказывал помощь, поскольку хорошо знал людскую природу.

Вот и все. А какая тут мораль, не знаю.

4. Авраам просил от Всевышнего, чтобы дал ему сына[8]. На самом деле он мечтал о еврейском народе, который будет жить по законам Торы. Написано: "Ужас и великий мрак напали на Авраама", – Всевышний показал ему всю картину будущей истории того народа, которого он у Него просит. После чего спросил: "Ну что, Авраам, ты все еще хочешь произвести из себя народ, который будет нелюбим, презираем и ненавидим всеми людьми земли?" – И Авраам ответил: הן, да[9].



[1] В изложении одного французского мыслителя это положение можно сформулировать таким образом: я попал в некую тяжелую ситуацию для того, чтобы помочь людям, которые в нее угодили. (Рекурсивность утверждения не является тем, над чем стоит много думать. Здесь содержатся нюансы поважнее.)

[2] Например, еврейские пророки, бичевавшие недостатки народа, в прямом смысле слова рисковали своими жизнями.

[3] Не путать с добрым самаритянином. Ничего общего!

[4] "Пирке Авот" 1:10. Авторы высказывания – Шмая и Автальон.

[5] Там же, 6:8. Раби Шимон бен Йеуда.

[6] Там же, 2:3. Рабан Гамлиэль.

[7] См. на эту тему мой пост "Мой друг Серега – миллионер".

[8] См. 15-ую главу книги Берешит.

[9] Что прямо перекликается с третьим вариантом изложенной выше притчи.

Tags: недельный раздел, темы Торы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments