?

Log in

No account? Create an account

р. Реувен Пятигорский

Просто меламед


Previous Entry Поделиться Next Entry
Женщина с Талмудом
pyatigorsky
r5gor

Пришел домой один аврех. Жена на него смотрит – он не в самом веселом расположении духа. Молчаливо ест ужин, о чем-то напряженно думает.

"Ничего не случилось?" – спрашивает жена.

"Все нормально, – отвечает муж. – Просто немного устал".

Жена, догадываясь в чем дело, снова спрашивает: "С учебой все в порядке?"

"Да вроде все в порядке. Просто устал. Не все сразу схватываю".

"Тяжелый материал идет?" – жена продолжает спрашивать, уже собирая посуду со стола.

"Всякий материал бывает. Сегодня, например, Гемара не очень внятная. Ничего, завтра разберусь".

Следующий кадр: жена моет посуду, мы видим ее лицо, она говорит:

"Расскажи".


Муж лениво пересказывает несколько строк Барайты, на которой сегодня споткнулась вся их группа. Жена осторожно (вы хоть понимаете, почему осторожно?!) говорит:
"А если вот так-то объяснить?"

Муж поворачивает к ней лицо: "Ого, так Абайе сказал, откуда ты знаешь?"

Жена, не прекращая мыть посуду (хотя в руке всего одна тарелка, и та давно чиста):

"А почему не вот так? Вроде тоже вариант, нет?"

Муж (еще более удивленно):

"Ого! Да это ведь Рова ему так возразил!"

И тут же начинает смеяться. Нет, что ни говорите, а умная у него жена. Самая умная на свете.

Тем временем умная жена продолжает гнуть свою линию:

"С Ровой все понятно. Но почему Абайе с ним не согласен?"

"Ой, милая. Это как раз тот вопрос, на котором мы остановились. Ни Раши не поясняет, ни Ран". – И переходит на другую тему. Но видно, что Абайе глубоко засел в голове его умной жены.

Умное лицо жены – на весь экран. Ну, чисто Йентл-Страйзент…

А наутро жена где-то достает том Шотенштейна – и прочитывает всю страницу. Со всеми комментариями. Потом делает перерыв на пару дней – стараясь избавиться от навязчивой идеи. Но сдается – и садится за Талмуд. Который, надо сказать, идет у нее легко и даже захватывающе.

Окончания у истории нет. Семья не распалась – хотя было нелегко не распасться. Порядок на кухне восстановлен, горячие ужины для мужа, возвращающего из колеля, продолжают быть горячими. Муж даже доволен – хотя и просил ее никому не говорить, что у нее теперь новый конек. Жена на просьбу откликнулась кратким "угу", не отвлекаясь от толстого тома.

На сегодня у них в семье действует такой договор: она учит свой Талмуд, но (1) не пристает с вопросами, а тем более с объяснениями к мужу, и (2) не учит Талмуд, когда муж дома. Т.е. времени у нее на хобби достаточно – но что делать дальше, она не знает. Ну, пройдет она весь Шас, это нетрудно, ну, станет новой Брурией – а дальше что? Как развиваться?

Вчера она уже спросила про Шульхан-Арух. Муж только икнул от страха.

Повторяю, в семье не стало хуже. Наоборот, все делается как надо, дети ухожены, дома чистота и порядок, еды полно. Но меньше стало телефонов с подругами, походов к маме и в центр города за большими покупками. Она учится! Все время, пока муж в колеле, а дети в саду и школе. Мужу бы радоваться и сиять. А он пребывает в неуверенности: вроде так не положено.

Не положено ли?

**  **

Другая история. Почти то же самое – но не в Израиле, а в России. С маленькими вариациями.

Муж перестал ходить в вечерний колель. Говорит, устает после работы.

Жена забеспокоилась, ибо не такими были условия ее брака. Муж должен учить Тору, давать пример детям, те тоже должны посещать только еврейские заведения.

А теперь начались разговоры о будущей профессии детей, о поиске хорошей светской школы для одаренного старшего мальчика. Жена поплакала – а делать нечего.

Впрочем, она догадывалась, что разговоры о вечерней усталости ее мужа – отговорки. У него, скорее всего, Гемара не идет. Она уже несколько раз начинала с ним беседы на эту тему – а что тут посоветуешь? Гемара у него не идет, в кружок кройки и шитья недельного раздела Торы он свое уже отходил.

Но почему Гемара не идет? Что там трудного?

Достала Гемару – попыталась прочесть – и у нее не идет, хоть плачь. Поплакала, взяла себя в руки – снова села за книгу. И ведь нет времени на маневры – муж все более настойчив со школой для сына.

Добила одну страницу Гемары – понять можно! Нет спору, что сложно, но только с непривычки.

Успех пришел с самой неожиданной стороны. Она наткнулась на вообще непроходимое место. Вздохнув, обратилась за помощью к мужу. Тот удивился новому увлечению жены – но не отступать же! Сели – и оба то место добили.

Короче, через месяц он вернулся в свою группу по Гемаре. Два вечера в неделю. А потом перешел на каждый вечер. А теперь они подумывают о переходе в колель на полный день.

Они оба рассказывают и смеются. А в ее глазах легкий отсвет страха: на что они теперь будут жить? Я им рассказываю, на что живут у нас. Она выслушивает и делает чисто талмудический вывод: значит, надо переезжать в Израиль. Я ей, как Тосафот на Раши, возражаю, предлагая свои варианты. Она и в моих Тосафот находит особый момент (рабейну Там), на котором обсуждение прекращается – хотя там есть и Маарша, и Ритва, много в этом вопросе чего есть, но время позднее для обсуждения со мной. Сами, в своем узком кругу договорятся.

**  **

Меня спросили, может ли женщина учить Талмуд. – Я не знаю.

А когда был проанансирован проект видео-уроков "Учим Талмуд", меня вообще засыпали вопросами: можно ли женщинам учить Гемару по вашим урокам, реб Рувен?

Мне ли запрещать? Я что, буду стоять с берданом у экрана и не пускать в него толпу рвущихся к знаниям еврейских женщин?))

**  **

Вчера в прямом эфире на уроке "Обучать и учиться" последние десять минут я отвел именно этой теме.

Судите сами. Прошедший недельный раздел Торы "Бехукотай" начинался словами: "Если будете идти согласно Моим законам и будете соблюдать Мои заповеди – то дам вам дожди вовремя". Т.е. буду вам помогать во всем. И указали мудрецы, что "идти Моими законами" – это учить Тору.

Получается, что учеба Торы становится причиной хорошего отношения Творца к Своему народу: будут и дожди, и мирная жизнь в Стране (как написано в стихе дальше).

Поэтому на вопрос "как избавиться от бед?" лучший совет – учите Тору.

А теперь про женщин. Написано в трактате Сота (Мишна, 20-1), что от некоторых наказаний за грехи их спасают заслуги. Например, заслуги за исполненные заповеди. Сказано: существуют заслуги, отодвигающие наказание на год, и существуют заслуги, отодвигающие наказание на два года, а есть и такие, что отодвигают на три года.

Там же в Мишне сказано: "Бен-Азай сказал: чтобы отодвинуть срок исполнения наказаний за женские прегрешения – отец обязан учить дочерей Торе".

Не все мудрецы с ним согласились, но важно, что есть позитивное мнение одного из самых знаменитых мудрецов Торы.

Дальше в Гемаре написано, что сели мудрецы и стали исследовать: какая разница между заслугами? (Т.е. почему какие-то заслуги "работают" в течение года, другие – двух лет, третьи годятся на три года?)

Строго говоря, заслуги бывают двух типов: за исполнение заповеди и за изучение Торы (в том числе и Талмуда).

Но если речь идет о заслугах в учебе – то женщины, как известно, свободны от учебы! (Так написано в нашем Талмуде!) Значит, в Мишне говорится просто о заслугах за исполнение заповеди.

В то же время известны слова (Мишлей 6:23): "Свеча – заповедь, а Тора – свет". Что означает: если заповедь – свеча, то она защищает только, когда горит. Но свет Торы защищает всегда.

Итак, у двух видов заслуг разное время "действия". – И Тора надежней.

А ведь мы только что сказали (из Мишны), что есть у женщин заслуги, которые задерживают некоторые наказания на три года. Что это как не заслуги в изучении Торы?

Поэтому идем дальше. Дальше в Гемаре сказано (стр. 24-1): "Проступок гасит заповедь, но проступок не гасит Тору". Это учится из стиха (Шир-Аширим 8:7): "Многие воды не смогут погасить любовь". Т.е. множество проступков не может погасить награду за изучение Торы[1].

Другими словами, награда за учебу Торы выше!

Повторим: "проступок гасит заповедь". Т.е., исполнил заповедь – есть у тебя награда на какой-то короткий срок, однако после проступка эта награда гасится, пропадает[2]. Но если учил Тору – то даже после учебы награда за учебу гасит наказание за прегрешение.

На это сказал рав Йосеф: заповедь в тот момент, когда она совершается, защищает и спасает, но потом (когда ты ею уже не занят) она защищает, но не спасает. А с Торой так: если учишь Тору, то как во время учебы, так и после нее Тора защищает и спасает.

Раба на это возразил: Доэг и Ахитофель были большими мудрецами (сами посмотрите, кто такие). Почему выученная ими Тора их не спасла?

Поэтому надо сказать так. Тора – пока занимаешься ею – защищает и спасает; потом – защищает, но не спасает. Но заповедь – во всех случаях (и во время исполнения, и после) защищает, но не спасает.

Как видим, и здесь – Тора стоит выше, чем просто заповедь.

**  **

Этот пост написан мной для женщин.

Если вы женщина – и все это поняли с первого раза – то вам можно заниматься Талмудом. По крайней мере, на моих уроках!))


[1] Отсюда – надо вставать перед мудрецом – отдавая честь Торе, которую он выучил. Об этом шла речь в статье по поводу смерти учеников раби Акивы.

[2] Мы однажды учили, что награда не снимает наказание. Теперь оказывается, что в обратную сторону механизм работает, а именно: наказание за проступок может нивелировать награду за исполнение заповеди.


  • 1
Рав Реувен!
А существует ли аудио версия Ваших уроков? А то у меня основное время для учёбы- дорога на работу и обратно.
Или так учиться нельзя?

если я правильно понимаю, вы спрашиваете про учебу для мужа, верно?))
Там написано, что есть скачка в mp3.
Но если вы для себя - то не выдавайте меня, - мол, я разрешил. Хорошо?

Кстати, скажите мужу, что там есть вспомогательный материал - конспект урока. Он очень важен. Его тоже легко скачать.

И еще одно замечание. Учить Гемару в дороге - не будет или дороги (ндБ), или учебы.))

Edited at 2012-05-22 13:48 (UTC)

В первой истории есть хеппи енд:

Муж выучил, что
וכל תורה שאין עמה מלאכה, סופה בטלה וגוררת עוון

получил профессию и пошел работать, дабы не сидеть на шее у жены.

интересно, что это именно то, что я сказал второй семье.))
Там, правда, вопрос был несколько иной: надо ли ему продолжать учиться?

Edited at 2012-05-22 16:09 (UTC)

В каком странном мире мы живём. Еврей(ка) рвётся к Торе, которая необходима его(её) душе как воздух, а вокруг стоят седобородые мудрецы этой самой Торы и напряжённо думают: а надо ли? а можно ли?
Зазеркалье, перевёрнутый мир. Галут Шхины, одним словом. Машиаха на нас нет.

маленькое уточнение: еврейка (!) рвется к Талмуду.
А если печь в доме не топлена, шерсть не прядена, дети не кормлены?))

"Есть женщины в еврейских (да и русских) селеньях..."

Если эти женщины без учителя смогли САМИ освоить Гемору, то им нужно свои Йешивы открывать!

Edited at 2012-05-23 09:11 (UTC)

Re: "Есть женщины в еврейских (да и русских) селеньях..."

чтение Шотенштейна - поверхностное знакомство с Геморой. В том-то и дело, что героиня первого рассказа стала искать учителя Талмуда.

Семья не распалась – хотя было нелегко не распасться

Вот тут я не понял: это почему?! Из-за "слабого" мужа? Или из-за слишком "умной" жены?

я не вникал. Они сами рассказали, что были определенные трудности. Наверное, из-за слабого мужа и сильной жены.))

Ну, пройдет она весь Шас, это нетрудно, ну, станет новой Брурией – а дальше что? Как развиваться?
Вчера она уже спросила про Шульхан-Арух


А может сначала Ш"А, а только потом Ша"С? Алаху для женщины вроде важнее знать чем Гемору?

(В отношении роста: я бы ей посоветовал после Сиюм хаШа"С заняться Зоаром. А когда закончить, начать писать комментарии или основать свой хассидус и давать брохи (шютка))

ага, жестокая шутка. Только не говорите это при ее муже.))

Кстати, насчет комментариев. Она, и вправду, переполнена своими хидушим, ужас.))

Edited at 2012-05-23 09:27 (UTC)

Повторяю, в семье не стало хуже. Наоборот, все делается как надо, дети ухожены, дома чистота и порядок, еды полно. Но меньше стало телефонов с подругами, походов к маме и в центр города за большими покупками. Она учится! Все время, пока муж в колеле, а дети в саду и школе.

Вот в это мне поверить тяжелее всего (особенно, что "полно еды", если муж весь день в коллеле). Или Ашем посылает ей ангелов и они делают за неё всю работу, пока она геморы беиюн учит...

Моя святая жена вступила недавно в женскую группу чтения техилим. Так в прошлою Пятницу, пока моя Эшес Хаиль, после подготвки детей, еды и квартиры к Шаббесу, читала свою порцию псалмов, я, вернувшись после маарива, накрывал на стол и занимал ребёнка. Картина, как говориться, маслом...

ну, не знаю. Я не специалист в менеджменте еврейского дома.
По-моему, в успешности любого дела присутствуют три параметра: мотивация, способность и желание. Если один параметр недостаточен, то молись, чтобы пришли ангелы.
Впрочем, пойду - жену спрошу (б/н).))

(Анонимно)
Спасибо Вам!
Меня очень расстраивал тот, факт, что женщинам не положено учиться, оттого я совершенно не хотела выходить замуж, т.к. запрет учебы, означает, что жизнь кончена, далее развиваются по большей части лишь животные наклонности. Развитие разума - по минимуму... Теперь вижу, что не все потеряно!!!))))

еще сто лет назад для девочек в еврейских общинах не было обязательного образования. Теперь школы и семинары типа "Бейт-Яаков" дают такой уровень образования в Торе, что остается только завидовать.
Что касается "светского" образования", то оно не запрещено, а во многих случаях только приветствуется. Две из моих четырех дочерей после семинара продолжили учебу (сначала багрут, а потом и выше). Одна - уже высокообразованный специалист, вторая продолжает учебу (буквально с младенцем на руках!). Четвертая еще в семинаре, но и она говорит, что на этом не остановится после свадьбы.

(Анонимно)
Здравствуйте, а в Толдот не будете вывешивать? На что живёт первая семья?

могу и в Толдот. Только там не выносят внешних ссылок, а мне копировать не по нраву (легче что-либо новое написать).
На что живет первая семья? Ой, а я их и не спросил. Наверное, на то же, что и остальные семьи в нашем мире: муж учится в колеле до вечера на маленькую стипендию, жена работает. Так у нас везде. Например, с моими замужними дочерями. Один я, бедный, работаю.((
Ой, не один. У наших зятьев все родители (папы и мамы) тоже работают.

Edited at 2012-05-23 12:01 (UTC)

(без темы) (Анонимно) Развернуть
  • 1